Поиск по сайту

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»

Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказказарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой сказки, но и своим красноречием. За многовековое существование в сказке выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Так, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения сказовая композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями.

Многие русские писатели, общественные деятели, деятели науки и искусства оставили свои воспоминания о нянях, бабушках-сказочницах, о своих впечатлениях от сказок.

«Няня близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я не спал по ночам. Они были также главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепьяно в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепьяно», - писал М. П. Мусоргский в своей автобиографической записке.

Скульптор С. Т. Коненков оставил в своих воспоминаниях образ рассказчика из города Рославля и его замечательные сказки и присказки:

В некотором царстве, в некотором государстве,

А именно в том, в котором мы живем.

Было это в невстве, в королевстве

На ровном месте.

Это не сказка, а только присказка

От Брянска до Витебска,

А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,

Так вот жил в том царстве царь Додон, а у царя Додона дочка Алена…

Поэт И. В. Суриков передал свои воспоминания о бабушкиных сказках в известном стихотворении «Детство»:

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой

И начну у бабки

Сказку я просить.

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-Жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал…

А вот М. Ю. Лермонтов сожалеет об отсутствии такого верного друга ребенка как сказка в своем детстве: «Как жаль, что у меня была мамушка-немка, а не русская – я не слыхал сказок народных – в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности».

А. С. Пушкин в письме к брату пишет: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.

Ведь сказки более других произведений фольклора известны детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Сказки составляют для детей особый мир.

В процессе слушания сказок происходит и знакомство с родным языком. Слушая сказку, ребенок впитывает ее, постигая красоту языка.

В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…».

Сказка создает и структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные».

Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко», о времени («давно – сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня - завтра»). Традиционное начало сказки «жил – был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки – и ребенок очень скоро это обнаруживает – иной, чем тот, в котором он живет. Сказка – это и средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру его окружающего.

Ребенок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будущем начнет увлекаться чтением книг, ведь с самого раннего возраста он будет погружен в прекрасный и чудесный мир, в мир литературы.